Статьи

Мощение дорожек в Санкт Петербурге

В осенние и весенние сезоны, и летом во время проливных дождей, тропинки на загородном участке превращаются в реки и ручейки, по которым невозможно пройтись, не испачкавшись и не намокнув. Одним из выходов в такой ситуации является устройство мощения с твердым дорожным покрытием. Устройство мощения твердым дорожным покрытием требует неукоснительного соблюдения технологии устройства дорожного покрытия.

Одежда плоскостных элементов благоустройства территории — это многослойная структура, выдерживающая пешеходные и транспортные нагрузки. При разработке устойчивой конструкции одежды дорожек и площадок необходимо учитывать влияние таких факторов окружающей среды, как поверхностная нагрузка, почвы или грунты основания, климат, стоимость и условия эксплуатации.

Это особенно важно в нашем регионе, где большинство участков расположено на болотистых или суглинистых почвах. Неправильно подготовленная или недостаточная по толщине подушка основания часто становится причиной появления провалов или вспучивания поверхности мощения по окончании зимнего сезона. Выбор необходимого соотношения толщины гравийного и песчаного слоев, в зависимости от типа грунта участка, использование правильного типа геотекстиля и создание необходимого уплотнения каждого из слоев основания обеспечивает дренирование дождевой и талой воды, а также позволяет демпфировать сезонные перемещения грунта, обеспечивая надежную и долгосрочную эксплуатацию мощения.

Структурные слои одежды обычно состоят из подготовленного грунтового основания, несущего основания и верхнего покрытия.

Подготовленное грунтовое основание.
Слой почвы, на котором будут размещены несущее основание и верхнее покрытие, требует тщательной подготовки, так как он несет нагрузку со стороны дорожного покрытия и подвержен воздействию характерных для данной территории почвенных и гидрологических процессов.

Устойчивость грунтового основания, его однородность и проницаемость являются ключевыми факторами в определении толщины остальных слоев в конструкции дорожного покрытия.

По материалам предпроектных изысканий устанавливают тип подстилающих грунтов, механический состав, устойчивость к деформациям, уровень грунтовых вод, особенности гид-рологического режима, а также выясняют другие особенности участка, подлежащего благоустройству.

Элементы типовой конструкции дорожного полотна L—1/3 ширины дороги (для глин); h — уровень промерзания грунта; 1 — дрена с фильтром (при необходимости); 2 — подготовленное фунтовое основание; 3 — геоткань; 4 — дополнительный слой несущего основания для глинистых грунтов; 5 — несущее основание (толщиной 150...200 мм); 6 — верхнее покрытие; 7— ограничитель края покрытия (обязательны для мягких покрытий)

Для предотвращения миграции почвенных коллоидов из нижних почвенных слоев в верхнее основание в качестве разделителя используют геоткань, которую укладывают поверх грунтового основания.

Несущее основание.
Несущим основанием называется слой инертного материала (чаще всего — щебня), который укладывают на подготовленное земляное корыто. Основание переносит на себя нагрузку от движущихся по поверхности транспорта и пешеходов, а также отводит лишнюю воду, предотвращая подтопление верхнего покрытия.

В зависимости от уровня нагрузки и стабильности грунта конструкция несущего основания может быть различной. Для дорожек и площадок с низкой нагрузкой на стабильных грунтах в качестве основания может использоваться один слой крупнозернистого песка или мелкого щебня. При высокой нагрузке или на глинистых слабо дренированных грунтах для получения прочного покрытия часто требуется устройство двухслойного несущего основания. В таких случаях нижний слой состоит из более грубого материала (щебень более крупных фракций), чем верхний. Перенося на себя нагрузку, он предохраняет верхнее покрытие от возможного разрушения.

Верхнее покрытие.
Верхнее покрытие дорожек и площадок является предметом дизайна при проектировании объектов ландшафтной архитектуры. Выбор покрытий необычайно широк: от булыжной мостовой, дошедшей до нас из далекого прошлого, до современных технологичных материалов.

Верхние покрытия, в зависимости от качества, подразделяют на три группы: твердые, мягкие и комбинированные.

Твердые покрытия — покрытия из различных материалов, обладающих твердой поверхностью. Они, в свою очередь, подразделяются на монолитные покрытия и мощения.

Монолитные покрытия — покрытия из горячих или холодных смесей, которые укладывают на подготовленное основание; при застывании они образуют однородную поверхность. К ним относятся асфальтовое и бетонное покрытия и их сочетания.

Мощения — это покрытия, состоящие из отдельных (штучных) элементов, укладываемых на подготовленное основание.

В качестве элементов мощения могут использоваться различные материалы природного происхождения — камень (брусчатка, плитняк, булыжник и др.), дерево, и искусственного происхождения — бетонные плиты, кирпич. Рисунок мощения является предметом дизайна, он разрабатывается на этапе проектирования и должен быть представлен в комплекте рабочих черте-жей в виде схемы раскладки на плане благоустройства территории либо на отдельном чертеже, например на плане дорожных покрытий.

Различные сочетания оснований и элементов мощения в совокупности дают покрытия с различными качествами: долговечностью, устойчивостью к нагрузкам, морозоустойчивостью и т.д.


Укрепление края дорожного покрытия плоскостных элементов благоустройства повышает устойчивость покрытия, препятствует оползанию его краев, предотвращает зарастание покрытий растительностью, а также ограничивает движение пешеходов и транспорта, предохраняет примыкающие участки газона и цветников от вытаптывания. Для дорожек и площадок с мягким верхнем покрытием закрепления края обязательно. Важно также, чтобы борт выглядел эстетично. Закрепленный край планировочного элемента способен подчеркнуть красоту его линий.

Способы закрепления краев дорожек и площадок предусматривают использование различных материалов природного и искусственного происхождения. Наиболее широко распространены бортовые камни из гранита и бетона (поребрики), которые устанавливают на подготовленное бетонное основание толщиной 10…15 см. Элементы, укрепляющие край дорожного покрытия, могут располагаться на разной высоте относительно уровня поверхности дорожки.

Задумывая мощение тротуарной плиткой, брусчаткой или природным камнем на загородном участке или придомовой территории, внимательно отнеситесь к единству стиля и комфорту. Дорожки, проложенные наобум, не используются по назначению из-за неудобства подхода к важным местам и коммуникациям, поэтому люди вытаптывают более удобные тропинки. А это экономически не выгодно для хозяина участка.

Правильным решением будет обращение к ландшафтному дизайнеру. Дизайнер правильно и грамотно спроектирует расположение дорожек. В результате можно сэкономить денежные средства (даже с учетом изготовление дорожек из природного камня). Профессиональное оформление дорожек позволит продемонстрировать гостям прекрасные уголки Вашего участка.

Широкие дорожки для въезда на участок и в гараж, дорожку, ведущую от входа до крыльца, может украсить нарядное мощение тротуарной плиткой. Тротуарная плитка – один из самых разнообразных по форме и цвету материалов. Затейливые узоры и контрастные цвета позволяют создавать этнические рисунки и орнаменты. По форме никаких ограничений нет – ромбы и квадраты, многоугольники и округлые формы.

Тротуарной плиткой традиционно мостят круговую дорожку, огибающую основное строение по периметру, не большие площадки, предназначенные для семейного отдыха.

Обращаем внимание на то, что основное назначение мощения заключается в сохранение в любое время года ног сухими и чистыми, а территорию – красивой и опрятной. Для сохранения прочности и долговечности дорожного покрытия лучше обратиться к специалисту.

Всякое искуство есть подражание природе
Сенека